В 2010 году принят федеральный закон «О теплоснабжении», внесены изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации и в федеральный закон «Об электроэнергетике». Указанными федеральными законами уточнены полномочия органов исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов и изменились подходы в области их регулирования.
Полномочия по установлению тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов переданы субъектам Российской Федерации. В республике - Госслужбе Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам (далее – Служба).
В связи с принятыми изменениями в законодательстве количество организаций коммунального комплекса, в отношении которых регулирование в сфере водоснабжения, водоотведения и утилизации твердых бытовых отходов осуществляется Службой, возросло с 7 до 101.
При этом Службе удалось в предельно сжатые сроки (октябрь-ноябрь) принять полномочия от органов местного самоуправления, открыть дела и установить тарифы для всех организаций коммунального комплекса.
Формирование тарифов на 2011 год на услуги организаций коммунального комплекса и теплоснабжающих организаций проводились с учетом поручения Правительства Российской Федерации, предусматривающего рост платежей граждан за коммунальные услуги в 2011 году не более чем на 15%.
При этом, темпы роста платежей граждан за коммунальные услуги ниже уровня 2010 года на 10 процентных пункта.
В соответствии с действующим законодательством формирование тарифов на 2011 год проводились с учетом установленных Федеральной службой по тарифам для Чувашской Республики предельных индексов максимально возможного изменения тарифов на тепловую энергию и услуги организаций коммунального комплекса в сфере водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод. Предельный индекс максимально возможного изменения тарифов на 2011 год на тепловую энергию доведен в размере 115,0%, на водоснабжение, водоотведение, очистку сточных вод – 118,6%.
В ходе проведенной экспертизы документов, представленных организациями, тарифы для населения в среднем увеличились на услуги водоснабжения и водоотведения на 16,7%, теплоснабжение – на 14,7%, утилизации бытовых отходов – на 12,0%.
Электроэнергия для городского населения в 2011 году подорожала на 9,5%, для сельского населения – на 8,95%.
Розничная цена на природный газ с 1 января 2011 года возросла на 5,0%, с 1 апреля 2011 года - на 9,5%. Сжиженный газ в 2011 году в среднем подорожал на 15%.
В целях реализации протокольного поручения Правительства Российской Федерации о не превышении 15-ти процентного роста платежей граждан за коммунальные услуги Службой был проведен расчет роста совокупного фактического платежа граждан за указанные услуги в зависимости от благоустроенности жилищного фонда и нормативов потребления коммунальных услуг, установленных органами местного управления.
Расчетный рост совокупного фактического платежа граждан за коммунальные услуги в 2011 году по отношению к уровню 2010 года по республике варьирует от 106,2% до 115,0%.
Для обеспечения прозрачности при формировании цен на коммунальные услуги Службой ежемесячно проводится мониторинг информации, связанной с выявлением фактов необоснованного роста размера платы граждан за коммунальные услуги.
Предпринимаемые Службой меры, позволили Чувашской Республике сохранить в рейтинге регионов Приволжского Федерального округа низкие позиции.
По данным Чувашстата коммунальные услуги в январе 2011 года к декабрю 2010 года возросли на 11,2%. Среди регионов Приволжского федерального округа цены на сетевой газ в Чувашской Республике самые низкие, за исключением Удмуртской Республики. По тарифам на электроэнергию республика находится на 12 месте, холодное водоснабжение и водоотведение – на 11 месте, горячее водоснабжение – на 10 месте, отопление – на 7 месте.
Перспективы тарифного регулирования
В соответствии с Федеральными законами «Об электроэнергетике», «О теплоснабжении» для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере электроэнергетики и теплоснабжения, формирование тарифов необходимо осуществлять с учетом утвержденных нормативов технологических потерь при передаче электрической и тепловой энергии.
В связи с чем, в республике в сфере теплоснабжения необходимо ускорить принятие нормативно правовых актов по организации расчетов нормативов потерь при передаче тепловой энергии, нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии, также нормативов удельного расхода топлива.
В целях сокращения затрат и сдерживания ростов тарифов в области электроэнергетики территориальным сетевым организациям необходимо ежегодно утверждать в Минэнерго России нормативы технологических потерь при передаче электрической энергии на очередной период регулирования.
В рамках реализации федерального закона об энергосбережении организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, приступили к разработке программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Кроме того, указанным организациям необходимо обеспечить проведение энергетического обследования для определения объемов используемых энергетических ресурсов, показателей энергетической эффективности, потенциала энергосбережения и оценки возможной экономии энергетических ресурсов.
Одной из причин высокой степени изношенности основных фондов коммунальной инфраструктуры является недоступность долгосрочных инвестиционных кредитов для организаций коммунального комплекса. При этом привлечение инвестиционных и заемных средств на длительный период позволит снизить издержки предоставления коммунальных услуг за счет модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, обеспечить возвратность кредитов и окупаемость инвестиций без значительного повышения тарифов. В условиях ограниченности средств организаций коммунального комплекса предусматривается постепенный переход на установление долгосрочных тарифов.
В настоящее время Федеральной службой по тарифам разработаны методические указания по расчету долгосрочных тарифов только для субъектов естественных монополий.
В сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Чувашской Республики
Служба осуществляет размещение заказов для государственных нужд Чувашской Республики с 1 января 2010 года.
Несмотря на короткий срок, на сегодняшний день Служба является одним из органов, который осуществляет формирование и реализацию конкурентной политики в республике, обеспечивает функционирование и развитие системы размещения государственных заказов.
В 2010 году, на основании поступивших заявок госзаказчиков, проведено 728 торгов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Чувашской Республики на общую сумму 7 649,3 млн. руб. Экономическая эффективность по итогам открытых конкурсов составила 18,26% от первоначальной (максимальной) цены контрактов, по итогам открытых аукционов в электронной форме - 20,39%, по итогам открытых аукционов - 3,24%.
За время своей работы Служба обеспечила переход к полномасштабному применению электронных торгов, которые исключают возможность административного «ручного» отбора компаний на госзаказе. Переход на электронные аукционы - это серьезнейший этап в развитии республики и первый реальный шаг к построению электронного общества. В настоящее время более 80% государственного заказа республики размещается Службой путем проведения открытых аукционов в электронной форме, практически весь документооборот по размещению государственного заказа осуществляется в электронной форме. С использованием электронно-цифровой подписи (ЭЦП) размещается заказ на Общероссийском официальном сайте (www.zakupki.gov.ru) и на электронных площадках.
Служба обеспечивает прозрачность процедуры размещения заказов для государственных нужд. Любой желающий, любая аудитория и бизнес-сообщество через интернет-порталы может получить сведения обо всех закупках в республике и понимает, какие социально-значимые нужды решаются в республике в первую очередь.
Перспективы в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Чувашской Республики
Важнейшая задача, поставленная перед Службой в данной сфере - повышение открытости и гласности размещения заказов, создание условий для добросовестной конкуренции, равных возможностей и стимулирования к участию в размещении заказов юридических и физических лиц, обеспечение эффективного использования бюджетных средств.