Методические рекомендации по проведению уроков толерантности
в школах Чувашской Республики
Толерантность (от лат. tolerantia– терпение) «означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности» (Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г.).
Значение воспитания у учащихся толерантного сознания огромно: оно способствует социальной адаптации личности – активному приспособлению человека к окружающей среде.
После объяснения значения слова «толерантность» учащимся можно рассказать следующую притчу.
Встретились однажды Верблюд и Лошадь. Лошадь думает: «Какое уродливое животное: страшные горбы, странная шея, ненормальная голова». Верблюд думает: «И как обходится это несчастное животное без горбов, когда нет воды и пищи».
Эта притча наглядно показывает, как людям трудно понимать и принимать друг друга.
Дальше ученики с помощью учителя делают вывод о том, что для понимания и принятия окружающих нужно иметь терпение.
Перед учащимся ставится вопрос: «Всегда и все нужно терпеть, даже несправедливость?» Обычно всегда находится в классе отрицательный ответ на этот вопрос. Тогда учитель приводит цитату из вышеуказанной «Декларации …»: «Толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность – это прежде всего активное отношение. Толерантность не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям». Класс приходит к выводу о том, что, уважая других, каждый человек должен сохранять свое достоинство в любых условиях. Можно привести учащимся цитату из рассказа В.Токаревой «Ни сыну, ни жене, ни брату…»: «Ни сыну, ни жене, ни брату, ни другу не давай власти над собой при жизни твоей».
Урок толерантности можно провести в парке, на стадионе. Подвести учащихся к дереву и спросить: «Одинаковы ли все листья у дерева?» Ответ будет отрицательный. Дальше используется вышеуказанная информация. Опыт показывает, что «уличные» уроки успешно завершаются творческими работами учеников.
В старших классах данную тему можно связать с теорией Л.Н.Толстого непротивления злу насилием, привести примеры из его романа «Война и мир» и других произведений.
Рекомендуется использовать содержание рассказов В.Токаревой «Пираты в далеких морях», А.Платонова «Третий сын» и т.д.
Урок можно завершить метафорой «Все в твоих руках», которую нужно просто прочитать тихим, проникновенным голосом (учащиеся слушают в расслабленной позе).
Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я у мудреца: «Скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет – мертвая, я раскрою ладони, и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее». Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и отправился к мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший, - живая или мертвая?» И тогда мудрец, который действительно был очень умным человеком, сказал: «Все в твоих руках».
Васильева Ф.И.,
старший преподаватель кафедры русского языка и литературы
«Формирование у детей этнической толерантности».
( Рекомендуемый список литературы )
или «Воспитание детей в духе толерантности».
1. Абдулкаримов Г.Г. Об опыте работы по формированию у детей этнической толерантности. // Дополнительное образование. - 2002.- №2.- с.49.
2. Акавова С.С. Преодоление конфликтных ситуаций как одна из форм проявления толерантности в учебно-воспитательном процессе. // Стандарты и мониторинг в образовании.-2007.- №3.-с.50.
3. Андрияхина Н.В. Семинар-тренинг «Толерантность учителя». // Классный руководитель. - 2006.- №4.-с.20.
4. Бадмаева С.В. Формирование толерантной личности в политкультурном образовательном пространстве. // Начальная школа. - 2006.- №6.-с.109.
5. Безюлева Г.В. Педагогика толерантности. Тест «Коммуникативная толерантность». // Профессиональное образование. - 2006.- №6.-с.19.
6. Бессонов А.Б. Классный час для учащихся старших классов «Толерантная личность». // Классный руководитель. - 2006.- №4.-с.96.
7. Богданова В. Формирование межэтнической толерантности. // Воспитание школьников –2007.- №6.-с.14.
8. Будь Человеком, человек! Воспитание толерантности на уроках русского языка и литературы. Чебоксары: Изд-во Чувашского республиканского института образования,2005.-174с.
9. Васильева Ф.И. Толерантность: терпение и самоуважение// Вестник ЧРИО. Вып.2.-Чебоксары,2002.-121с.
10. ВойновскаяТ. Уважение к другому: может, стоит потренироваться? // Народное образование. - 2009.-№2.-с.216.
11. Гревцева И.В. Классный час «Что такое толерантность». // Классный руководитель -2006.- №4.-с.81.
12. Громова Е. Развитие этнической толерантности в школе. // Воспитание школьников -2006.- №1.-с.13.
13. Гурьянов А. Воспитание толерантной личности. // Воспитание школьников. - 2008.- №2.-с.25.
14. Ковалёв Е. Уроки толерантности в многонациональной школе. // Директор школы -2005.- №1.-с.76.
15. Кожухарь Г.С. Проблема толерантности в межличностном общении. // Вопросы психологии. - 2006.- №2.-с.3.
16. «Круглый стол по проблеме толерантности. // Вопросы психологии. -2003. -№1.-с.150.
17. Никольская И.М.,Бардиер Г.Л. Уроки психологии в начальной школе. – СПб.: Речь,2004.-190с.
18. Новичков В. Толерантность: этимология и образовательная практика. // Народное образование. - 2006.-№9.-с.186.
19. ПалаткинаГ.В. Этнотолерантность в мультикультурном регионе. // Школьные технологии. –2003. - №3. –с.217.
20. Психологическое сопровождение модернизации образования в Чувашской Республике. Материалы Первой республиканской научно-практической конференции психологов образования. 17 февраля 2004г. – Чебоксары: Изд-во ЧРИО,2004. – 168с.
21. Романов А.Б. Русские классики о толерантности. // Педагогические технологии. –2007.- №3. –с.139.
22. Самоделова Т. Формирование толерантного поведения в семье. (Психологический тренинг). // Воспитание школьников. –2007.- №4. –с.36.
23. Степанов П.В. Воспитание детей в духе толерантности. // Классный руководитель. –2002. - №2.-с.18.
24. Степанов П.В. Феномен толерантности. // Классный руководитель. – 2004. - №3. –с.5.
25. Трубина Л. Толерантная и интолерантная личность: основные черты и отличия. // Воспитание школьников. – 2003. - №3.- с.33.
26. Тыртышная М.А. Описание занятий с подростками по проблеме толерантности. // Классный руководитель. – 2005. - №4.-с.125.
27. Уланов В. Западная школа: толерантность и экологичность разных моделей. // Директор школы. –2005. - №7. –с. 56.
28. Шустова Л.П. Воспитание толерантности : приёмы для индивидуальной и групповой работы. // Классный руководитель. – 2006. -№4. –с.77.
29. Элиасберг Н.И. Формирование толерантности школьников в системе гражданско- правового образования. // Воспитание школьников. - 2009.-№2.- с.56.
30. Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе(2001-2005 годы)». – М.,2001. –с.1-8.